90% успеха произведения - это проработанные герои. Сегодня поговорим о том, что нужно знать о своём персонаже ещё до начала истории.
Почему некоторые книги читают в захлёб, а другие так и остаются недочитанными? Одни фильмы пересматривают, а другие забывают?
В эпоху постмодернизма, когда кажется, что всё давно придумано, в историях сюжет уже не так значим. Однако покорить зрительско-читательское сердце возможно, если знаешь, как эмоционально окунуть его в историю. Для этого и существует волшебный мостик — главный герой.
Разберёмся, из чего состоит «скелет» персонажа, и как он подключает зрителя\читателя [далее просто читатель] с другой стороны. В конце — самая важная фишка, без которой в произведении нет смысла, и оно скатывается в яму нечестного искусства.
Идентификация
Прежде чем приступить к лепке персонажа, нужно знать, что человеческое восприятие работает как зеркало. Человек никогда не обратит внимание на рекламу, пока у него не появится потребность в продукте. Однако в кино\книгах дело обстоит немного по-другому. Психика блокирует информацию, с которой ей сложно ассоциировать себя.
Чтобы включить идентификацию, у читателя должна заработать эмпатия. Персонаж со всеми своими иррациональными поступками должен быть понятным ОТ и ДО на более тонком — бессознательном — уровне.
А вот как это происходит:
Сочувствие
Драма, жуткая несправедливость и разнообразные утраты – каждый человек испытал это в той или иной мере на своей шкуре. Эмоциональный интеллект развивается с детства, и в целом мы склонны сочувствовать несчастным. Но по-настоящему начинает бомбить тогда, когда с героем происходит то, что мы уже пережили.
Артур Флек (Джокер, 2019) в начале сюжета уже уставший, одинокий и несчастный лежит в подворотне после избиения бандой малолеток. Почти все сцены фильма построены на сочувствии. В кульминации мы даже радуемся, что герой наконец-то взял пистолет и постоял за себя.
У малыша Симбы (Король Лев, 1994) заканчивается детство (так рано!), когда умирает его любимый отец. Плюс мы знаем, что виноват злодей-антагонист, но Симба покидает семью с тяжелым чувством вины за неоправданные надежды. Не зря мультфильм занимает 6 место на Кинопоиске в топ-250 лучших фильмов!
Очарование
Как в жизни, так в историях внимание привлекают обаятельные персонажи. Или харизматичные. Или умные. Или очень добрые.
В общем, припишите герою любые положительные качества характера, которые нравятся вам (и целевой аудитории, конечно же) в себе и других людях, чтобы завоевать любовь читателей! Только не делайте персонажа чересчур совершенным — идеальных никто не любит [об этом позже].
Гермиона Грейнджер (серия романов и фильмов о Гарри Поттере, 1997-2007/2001-2011) – умная, трудолюбивая и талантливая волшебница. Она добрая, справедливая и никогда не устаёт спасать своих неуклюжих друзей из нашего любимого трио — и это далеко не все её достоинства.
Особенность
Чтобы связать читателя и персонажа ядрёными узами любви, герой должен быть особенным, а его талант в дальнейшем фигурировать в истории и влиять на сюжет.
Эль Вудс (Блондинка в законе, 2001) – помимо клишированного образа инфантильной девицы в розовом, талантливый адвокат. Тут как раз очень выгодно играет контраст, что делает историю интереснее.
Кики (Ведьмина служба доставки, 1989) – юная ведьма, которая умеет летать на метле и разговаривать с котом. Ей пришлось переехать в другой город, чтобы доказать свою самостоятельность.
У каждого есть свои особенности и ваш герой не исключение, поэтому дайте ему классную или опасную работу, увлечение, талант, тёмное прошлое и т.д.
Недостаток
Вишенка на торте\позвоночник в скелете, без чего не существует ни одна история — это недостаток.
В реальной жизни, как бы ни хотелось, совершенства не существует. И в вашем сюжете такого быть не должно. Читателю проще сопоставить себя с неидеальным и живым героем, чем с какой-то Мери Сью. Персонаж может просто жить с недостатками, а может избавляться от них по ходу истории.
Ру (Эйфория, 2019 – по наст. время) болеет биполярным расстройством — этого не изменить. А вот её зависимость уже можно исправить. Психотропные вещества, алкоголь, созависимые отношения — вот из-за чего она проходит путь трансформации в сериале, чтобы потом стать счастливой и свободной.
Сегодня мы разобрали самое важное, что нужно знать при создании персонажа. Вам осталось только грамотно адекватно вклинить факты в сюжет, чтобы не было эффекта «ноги в лоб». Пишите и не забывайте о достоверности и мотивации, чтобы поступки не противоречили характеру героя!